Кинолекторий и интернет-киновикторина «Маленькие герои большой войны» в рамках IV этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»
Минск, 1969 год. Пятеро подростков 13 лет приходят в музей истории Великой Отечественной войны на Центральной площади (ныне Октябрьской). Экспозиция их впечатлила. В результате то ли в своем воображении, то ли наяву ребята перемещаются во времени и попадают в 1942-й.
Война. Белоруссия оккупирована фашистами. В духе романов Марка Твена подростки дают друг другу клятву верности и создают тайное общество по борьбе с гитлеровцами. Данилка, Кешка, Густя, Максимка и Лёва находят оружие, спрятанное в подземелье в старинных склепах. Они — дети из будущего, читали научно-популярные журналы, поэтому разбираются в технике, рациях, автоматах.
Первая их успешная операция — освобождение пленных из концентрационного лагеря.
Ко второй операции ребята готовятся долго. В старом замке гитлеровцы устроили склад боеприпасов, который юные партизаны намерены взорвать. И это им удается!
Интересные факты. После выхода на экраны этого фильма в 1970 году режиссера Леонида Мартынюка обвиняли в том, что о партизанской борьбе в Белоруссии он рассказал якобы с насмешкой. В то же время прокатная судьба ленты сложилась отлично.
Съемки проходили в Минске и в Гродненской области на реке Неман. Местом, где немцы хранили боеприпасы, в фильме стал Мирский замок.
— На съемках мы хулиганили бесконечно, — вспоминал Константин Леневский. — Конкурировали в этом. Один украдет патроны, значит, другой должен украсть и поджечь дымовую шашку.
Режиссер пытался воздействовать на подростков современными методами:
— Когда герои уезжали на немецкой боевой машине от взорванного ими замка, за рулем должен был сидеть Саша Примако (Данилка). Его обучили вождению. Автомобиль был с открытым верхом. Я и оператор находились на заднем сиденье и снимали, как он ведет машину, удирая от погони. Мы поставили ему одно условие: тормозить перед поворотами. Но он увлекся, не послушал и на всей скорости повернул возле самого берега Немана. Мы с оператором улетели в реку.
Я не знал, как быть. Не кричать же на них. Психологов тогда в СССР не существовало. Мы пригласили детского психиатра, который владел гипнозом. Ввел ребят в сон, хотел успокоить, но они потом говорили, что им было до лампочки. А вскоре меня вызвал директор киностудии и, волнуясь, спросил: «До меня дошли слухи, что вы снимаете детей под гипнозом. Это правда?»
Нравится — не нравится
Детям и подросткам, для которых снимали этот фильм, он понравился. Советские специалисты его критиковали, а в польских и чешских журналах хвалили. В варшавском журнале о кино в ноябре 1970 года писали про удачный киноэксперимент в Минске.
— Все, кто ругал ленту, забыли, что предлагаемые обстоятельства были про игру в войну, а не о войне, — делилась киновед Галина Шур. — Считаю, фильм получился. И жаль, что подобный формат не имел продолжения в нашей республике.
Саша Примако — Данилка
Раймундас Банионис — Кешка
Таня Щигельская — Густя
Костя Леневский — Максимка
Лёня Шепелев — Лёва
1.Где жили ребята - в пограничном городке
2.К чему готовились взрослые - к партизанской жизни